• admin

Thinking about thinking: методы развития когнитивных навыков.


«Thinking aboutthinking» современная концепция мета-когнитивных образовательных процессов, в основе которой может иметь место любая познавательная форма межличностных отношений, а также взаимодействие с информационной средой. «Метапознание - это осознание собственной когнитивной структуры и характеристик обучения» (Senemoğlu, 2011). Популярно последние 5 лет в зарубежной педагогике тема – мета-педагогика, это навык, который позволяет учителю осознанно проводить самонаблюдение за тем, как выстроить план занятий, провести мониторинг и экспертизу учебного занятия. Данный тренд в идейном течении широко представлен в ряде проведенных экспериментов.

И в свете темы этой работы, стоит отметить следующий каркас принципов по самостоятельному обучению:

Задачи для успешного получения новых знаний в домашних условиях:

- сформировать у себя четкий запрос на решение той или иной проблемы/вопроса

- определить/выбрать инструменты работы

- определить задачи и этапы своей работы

Мета-задачи, необходимые для сопровождения процесса формирование новых знаний:

- проводить самонаблюдение по каждому этапу работы и оценивать свои достижения, успехи или выводы по проблеме

- оценивать свой выбор при выборе инструментов обучения

- ответить на вопросы «Для чего это?», «Что это может дать мне, когда достигну» и т.п.


Стоит отметить, что и виртуально возможна работа, но при более тщательном выполнении мета-задач. Как показали исследования, не все студенты могут успешно провести глубинное исследование виртуально, некоторым студентам нужна поддержка, помощь, наставление. Студенты с развитыми мета-когнитивными навыками способны обеспечить себе четкую внутреннюю структуру своей исследовательской деятельности.

О том как в себе сформировать этот навык, без разбора, но для тщательной само-рефлекссии приведем принципы обучения сформулированные ярчайшим представителем схоластики и последователем учений Аристотеля (на Средневековый манер):

Фома Аквинский вывел наиболее универсальную для схоластики модель гносеологии, в которой наличествуют следующие положения:

1 Познание осуществляется через форму вещей, являющейся их сущностью.

2 Материальные вещи познаваемы органами чувств как единичные.

3 Познание материальных вещей возможно постольку, поскольку они, так же, как и нематериальные, содержат форму.

4 Органы чувств человека дают знания о частных вещах, ум (nus) познает саму сущность вещей, абстрагируясь от частностей.

Средневековая мысль, отвлеченная от современных IT-технологий, позволяет обернуться в сторону действительно мета-когнитивных процессов и обретения понимания сути вещей, через познание их умом (разумом).

Danielle Morin, JenniferD.E.Thomas, andRaafatG. Saadeв работе «Глубинное обучение и виртуальная среда» пишут о том, как происходит формирование новых знаний, с учетом актуальных событий т.е. онлайн работы.

Глубинное обучение, подразумевает формирование мыслительных навыков высшего порядка, а именно намерение (потенциальная возможность) извлечь смысл приводит к процессу глубинного (активного) обучения, который включает поиск принципов, идей с одной стороны и использование доказательств и логики аргументации с другой. Подход глубинного изучения включает наблюдение за развитием собственного понимания. Среди мыслительных навыков высшего порядка авторы выделяют:

- навыки критическое мышления;

- навыки проблемного мышления;

- исследовательские навыки;

- навыки генерация новый идей.

В коллективной работе можно выделить следующие виды навыков:

- коммуникативные;

- координационные;

- навыки кооперация работы в группе.

Интересным выводом у авторов является, что обучение виртуально с развитием исследовательских навыков, глубинного обучения возможно при наличии в системе онлайн возможности управления процессом.

Авторы в заглавии своего исследования вынесли тезис “Outside of the box” (Выйди из коробки (дословно)), что в общем-то означает влияние социального контекста на восприятие новой информации и важность вовлеченности в социальную деятельность.

Поэтому среди онлайн инструментов, авторы приводят вариации групповоц работы:

- для развития критического мышления можно использовать групповые разборы мини-кейсов в Excel,

- для развития навыков творческого мышления, можно использовать инструменты Access.

Среди прочих онлайн инструментов, приведены следующие: опросники, подборка текстов, онлайн работа с частями из книг. И важной составляющей, о которой пишут авторы – это использование синхронной связи для командной работы.

В контексте сегодняшней экранной культуры, техно-революций, проблема формирований знаний, становится наиболее актуальной и вместе с тем сложной. Разберем важность вынесенных на первой странице мета-задач.

Два года назад был проведен опрос, среди 94 педагогов. Педагоги отвечали на вопрос:

«Какие сложности испытывает педагог в работе?».



В результате более четверти респондентов отметили - незаинтересованность учащихся, другая четверть ответила - сложности в методической работе.

Давайте кратко проанализирует, в чем причина такого ответа?

Согласно идеям В. Д. Шадрикова, «субъективный опыт» образован данными, обработанными через психические и сознательные связи, т. е. психические связи как источник «субъективного опыта» отражают ценностно-нравственные установки человека. Ценности, мотивы деятельности и соответственно сами поступки – являются формированием субъективного опыта.

Сегодня подростки и даже взрослые не часто задумываются над этическими вопросами


, не столько в контексте хорошо или плохо, а хотя бы в осознании и следовании собственной иерархии ценностей? Также понятие «норма», являющаяся мерилом человеческих поступков, знаний, перестает нести императивный характер. К чему это? В зависимости от «раздражителя» (Н. П. Бехтерева), варьирующегося по степени от положительного эффекта до разрушающего осуществляется влияние на формирование знаний (компетенций) и окончательное формирование их происходит уже при следующих мета-условиях (В.Д. Шадриков):

1. Они должны соответствовать уже имеющимся знаниям/данным. Именно этим объясняется поэтапность школьного курса и перехода от одной темы к другой.

2. Необходимость соответствия психической и сознательной работы. А именно ценностными и поведенческим установкам. Так, если ученику не интересен предмет, то сколько


бы времени он не трудился над его пониманием – результат будет минимальным. Тоже самое и про учителей. При нежелании работать, низкий ценности работы, мотивов – как бы не старался руководитель добиться эффективной работа от учителя – ее не будет. Справедливо будет отметить, что отсутствие работы с мета-задачами субъектом деятельности не компенсируется внешним воздействием на него: «Качество когнитивного процесса отображает качество и количество критического мышления, совместного решения проблем и конструирование смысла, возникающего во взаимодействии субъектов»[1].


Таким образом, можно привести следующие выводы:

Во-первых, р


абота очно или дистанционно – возможна, все зависит от выбранных инструментов.

Во-вторых: обучение зависит от социальной включенности и ценности процесса с двух сторон т.е. учителя и ученика. В этом случае, очная работа может затрагивать несколько меньше усилий, ведь очную работу в классе или группе проще организовать.

В-третьих: восприятие строится на проработке указанных мета-задач. Без раздражителя, без размышлений о предмете познания самостоятельно – эффективного «научения» выстроить не получиться, даже если на субъект познания будет осуществляется внешнее давление.






[1] Types of Presence: Cognitive and Social Presence: The quality of cognitive presence reflects the quality and quantity of critical thinking, collaborative problem-solving, and construction of meaning occurring in student- student and student- faculty interactions( https://canvas.ucdavis.edu/courses/34528/pages/types-of-presence-cognitive-and-social-presence)


#ученики #обучение #учитель

Просмотров: 0Комментариев: 0