Подробная программа

Кому программа будет интересна: коучи, преподаватели, тренеры, проектные менеджеры, специалисты, работающие дистанционно.


Цель программы: научить справляться с внутренними переживаниями и принимать разумные решения, полагаясь на собственные выводы, а не привычные схемы поведения/реакции.


Задачи программы:

- обучить практическим телесно-ориентированным инструментам по коррекции привычного поведения в сложных условиях

- дать знания о причинах и моделям формирования «стрессового» паттерна поведения.


Формат занятий: дистанционно с применение электронного обучения.

Объем программы: 36 часов


Режим занятий: 8 дистанционных конференц-связей по 4 академических часа, выполнение в электронной форме самостоятельного материала.

Тематические разделы программы:


Первый раздел посвящен разбору тем влияния эмоций на поведение. Это теоретический блок преимущественно, но он необходим в связи с тем, что не каждый преподаватель, даже не каждый психолог, знающий это - может это осознанно контролировать.

Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.


Будучи проявлением высшей нервной деятельности человека, эмоции представляют собой сложную многоаспектную категорию, относящуюся к разным сторонам личности


В античной философии в традиции от досократиков и позже (Стоик, Демосфен, Демокрит) эмоции рассматривались как особый вид познания. Получение удовольствия, гедонизм, рассматривался в учениях Аристиппа как основная суть жизни. Иных взглядом придерживались последователи Зенона (стоицизм), которые признавали  истинным лишь некоторую часть ощущаемого и мыслимого. истина — продукт интеллектуального анализа человеком его восприятий. Позже вопросы о сути эмоций стали изучаться более предметно и глубоко с точки зрения влияния их на познавательный процесс.

«Я часто думаю о мозге так, будто он - отдельный организм, как бы "существо в существе". Мозг охраняет сам себя от того, чтобы шквал негативных эмоций не захватил его целиком. Когда я поняла это, то испытала такое чувство, будто нашла жемчужину» (Н.П. Бехтерева)



Второй раздел программы и подход в обучении: "Изучение телесных паттернов, как результата привычных стратегий поведения в стрессовых ситуациях". 

Паттерны – это фундамент телесной коммуникации с миром, без которого человек не может вообще осуществлять никакого движения в пространстве. Каждый человек в процессе развития проходит несколько стадий телесного освоения действительности. Это освоение происходит через движения, которые являются нормой и повторяются в определенном возрасте, определенное время. Проходя каждый из этих паттернов, человек интегрирует свою телесность в пространство общественной жизни.

Повторяемость телесных практик, событий и стиля жизни человека отражается на его телесной форме. Человеческая привычка быть и существовать в том или ином образе закрепляется в его телесности, отражается в ней. «Тело – единственный достоверный свидетель всей жизни» т.е. все происходящие с человеком события, практики, которым он научается в процессе социализации, создают некоторый телесный образ и оставляют на теле «отпечатки», которые зачастую выражаются как внешние зажимы. 


Третий раздел и завершающий касается изучения и апробации на себе "привычных поведенческих схем, формирующих роли выживания"


Принято считать, что в «кризисной ситуации» человек раскрывается с какой-то неожиданной стороны. Действительно, скромный и незаметный в «мирной» жизни зануда  вдруг выдвигается на передний план, берет на себя ответственность за ситуацию, ведет себя хладнокровно и решительно, как герой на лихом коне, не теряет присутствия духа, спасает ситуацию, а потом, отказавшись от заслуженной награды, уходит обратно в тень. А другой, от которого как раз и ожидали решительных действий, вдруг отстраняется от ситуации, уезжает на дачу, не хочет никого видеть, и ведет себя, как …ребенок, укрывшийся в детской от внешнего мира!

И когда ситуация без его участия приходит в норму, возвращается, как ни в чем не бывало на свое рабочее место. А третий постоянно всех опекает, все время благородно норовит снять с себя последнюю рубашку и чем-нибудь важным пожертвовать, хотя его об этом никто и не просит. Что это? Дело в том, что есть такие модели поведения, к которым человек прибегает в стрессовой ситуации. Причем, прибегает не задумываясь, прибегает независимо от того, хочет он или нет.

Психолог Шарон Вахшнайдер при работе семейным терапевтом с созависимыми людьми: нарокманами, алкоголиками и т.д. впервые выделила и описала эти модели, дав им название «роли выживания». Другими словами, стресс нажимает определенную внутреннюю кнопку внутри человека, и тот, чтобы защититься, начинает действовать по сценарию, не думая. Роль выживания – это как раз та или иная модель поведения человека в стрессовой ситуации. Всего ролей выживания шесть: Фанат, Благодетель, Герой Семьи, Козел отпущения, Потерянный ребенок, Талисман. И мы попытаемся разобраться, как и, главное, почему это происходит.

Результат:

В итоге на контрольной группе наша работа была проведена за 36 часов, итогом которой стал:

А) Профилактический эффект для каждого участника

Б) Изучение, подбор и применение самостоятельно в профессиональной практике телесных упражнений, позволяющих снять лишний стресс с себя и продолжить занятие согласно плану и на должном уровне.

В) Повышение психологической компетенции.

В проекте под названием "Жизнь без стресса" ( https://www.facebook.com/groups/withoutstress/) мы решили развивать эту программу, этот подход. И хотели бы получить больше информации о ее эффективности от участников. Работа полностью удаленная.